Как выпускник иконописной школы собрал одну из лучших в СССР коллекций древнерусского искусства
В Москве выпускник Палехской иконописной школы и ученик иконописной палаты Донского монастыря Павел Корин окончательно решил стать художником. Но иконы из его жизни не ушли — он начал их коллекционировать и к концу жизни собрал одну из лучших в СССР коллекций древнерусского искусства.
В начале 30-х годов у Павла Корина были лишь две иконы: одну икону, написанную Истомой Савиным в начале XVII века, художник хранил как память о своем роде, вторую — «Сошествие во ад» — купил на арбатском рынке. Потом оформлял вывески и на заработанные деньги приобрел подписное произведение царских мастеров Ивана Квашнина и Кирилла Уланова — «Богоматерь Виленскую».
Настоящее же коллекционирование началось к концу Великой Отечественной войны: у Павла Дмитриевича появились палехские иконы и новгородская «Богоматерь Знамение». Он искал иконы у владельцев известных коллекций, покупал их на гонорары за свои картины, и постепенно иконами наполнялись все комнаты его дома.
Свое собрание древнерусского искусства — всего 228 предметов — Павел Корин завещал Третьяковской галерее.
Сотрудник Дома-музея Павла Корина Алена Селимова рассказывает о пяти знаковых иконах из коллекции.
"Я собираю иконы не ради удовольствия. Глядя на них, я творчески расту"
1
Богоматерь «Знамение». XIII век. Двухсторонняя икона
Дерево, левкас, темпера. 78×66.см.
В коллекцию Павла Корина попадали иконы особенного качества. Художник редко оставлял записи о том, где он их приобретал.
Икона «Знамение» ранее находилась в собрании А.И. Анисимова. По воспоминаниям реставратора П.И. Юкина, который в 1910-х годах вместе с А.И. Анисимовым занимался изучением и расчисткой новгородских фресок, эта икона происходит из Зверина монастыря в Новгороде, откуда была вывезена в 1913 году. В 1940-е годы она перешла в коллекцию Павла Дмитриевича.
Икона двусторонняя, на ее лицевой стороне изображена Богоматерь «Знамение».
Изображение «Знамения» особо почиталось новгородцами и рассматривалось ими как своеобразная эмблема города и как его защита. В основе иконографии — пророчество о воплощении Спасителя («… Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7. 14)). Наименование связано с чудотворной иконой Богоматери, через которую в 1169 году явилось Ее заступничество за Новгород. Обратившиеся к Богоматери новгородцы были спасены от войск Андрея Боголюбского, пытавшихся захватить город. Полуфигура почитаемой в Новгороде мученицы Ульяны украшает оборотную сторону иконы. На полях обеих сторон иконы — фигуры святых.
2
«Страшный Суд», Кирилл Уланов. 1706 год
Дерево, левкас, темпера. 54х42,5 см.
Надпись на иконе гласит, что она была написана в 1706 году изографом Кириллом Улановым. Будучи жалованным иконописцем Московской Оружейной палаты, он был знаком с передовой литературой своего времени. В его иконе прочитывается влияние сочинения Симеона Полоцкого «Венец веры кафолической», написанного во второй половине XVII века. В своем труде Симеон Полоцкий объединяет различные существующие на тот момент суждения о том, как свершится Страшный Суд, и представляет живописную картину с детальным описанием событий.
Увлечение этим творением отразилось и на произведении царского иконописца. Согласно описанию Симеона Полоцкого, Суд будет проходить весной, в Иосафатовой долине, под Елеонской горой. Воскресшие к Страшному Суду люди будут стоять на воздухе ярусами. Господь будет производить Суд вместе со святыми, и все воскресшие будут разделяться на несколько разрядов: одни будут судить со Христом, другие будут судимы, оправданы и войдут в царствие Божие, третьи будут ввержены в ад.
Такое живое представление Симеона Полоцкого о Страшном Суде было вызвано тем, что в русском обществе XVII века настроения ожидания близкого конца света были достаточно велики.
3
«Сретение». Вторая четверть XV века
Дерево, левкас, темпера. 39,5х32,4 см.
Икона «Сретение» из коллекции П.Д. Корина приписывается школе Андрея Рублева, поскольку композиция иконы близка к иконе «Сретение» из праздничного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, а также к одноименной иконе из иконостаса Успенского собора во Владимире. Оба иконостаса были созданы мастерами, работавшими в артели Андрея Рублева и близко знакомыми с манерой его письма. Во всех трех иконах достаточно точно повторена композиционно-иконографическая схема, близок друг другу и колорит этих икон.
В переводе со славянского «сретение» — это «встреча». В лице праведного Симеона все человечество встречается с воплотившимся Спасителем.
В собрание П.Д. Корина икона поступила из коллекции Мумриковых, иконописцев из Мстеры.
4
«Богоматерь Тихвинская». Шитая подвесная пелена. Конец XVI века
Московская школа. 100х95 см.
В собрании древнерусского искусства Павла Корина находятся два произведения, выполненных в технике лицевого шитья. Одно из них — подвесная пелена с изображением «Богоматери Тихвинской».
Пелена вышита шелковыми, золотыми и серебряными нитями. Вероятно, она крепилась под одноименной чтимой иконой, находящейся в местном ряду иконостаса или стоящей в храме на отдельном постаменте. По периметру плат украшен широкой каймой, с вышитым на ней текстом тропаря, взятого из «молебного канона ко Пресвятой Богородице».
5
«Иоанн Предтеча. Ангел пустыни, со сценами жития». Первая половина XIX века
Палехские письма. Дерево, темпера. 31х26 см.
Эту икону Павел Корин приобрел на Смоленском рынке в Москве, ранее она находилась в собрании А.В. Бакушинского.
Икона, выполненная палехскими мастерами, написана удивительно тонко. Иконописец избирает иконографию, в которой Иоанн Предтеча изображен фронтально, с раскрытыми крыльями за спиной, в левой руке он держит развернутый свиток и чашу, с представленным в ней Божественным Младенцем.
Этот тип иконографии Предтечи начинает распространяться с конца XVII века. Пейзаж символизирует собой пустыню, в которую Иоанн Предтеча удалился еще отроком. Согласно пророчеству Исаии, из пустыни должен был явиться Предтеча с вестью о пришествии Спасителя: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40,3). Иоанн Предтеча образно называется Ангелом, и это получило отражение в данном типе иконографии: Иоанн Предтеча, как Ангел с крыльями, явился из пустыни с чашей, в которой он представляет миру Спасителя как жертву за грехи мира.
В пейзаж вокруг фигуры Предтечи вплетены отдельные сцены жизни пророка из Евангельского повествования («Крещение народа в Иордане», «Крещение Иисуса Христа или Богоявление», «Святой Иоанн указывает на грядущего Иисуса») и церковного предания («Ангел ведет младенца Иоанна в пустыню»), а также символическое изображение слов его проповеди («Секира при древе» Матф. 3:10, Лк. 3:9).
В центре верхнего ряда изображений, над фигурой Иоанна Предтечи, представлена сцена Крещения Господня. Центральная ось композиции Крещения совпадает с осью всей иконы — так подчеркивается значимость изображенного. Иконописец дважды выделяет фигуру Предтечи: представляет его в композиции Крещения как участника событий Богоявления и располагает фигуру Спасителя, стоящего в Иордане, непосредственно над фигурой Иоанна Крестителя. Последний прием подчеркивает миссию Иоанна Предтечи — свидетельствовать об Иисусе Христе как о Боге.
Глубокое богословское содержание вплетается в богатую живописную канву. С большим искусством и увлеченностью художник-иконописец заполняет деталями окружающий Иоанна Предтечу пейзаж.